Особенности бизнес-этикета в Японии

 

Японские бизнесмены и топ-менеджеры давно приспособились к западным партнерам. Но это вовсе не значит, что можно свободно вести переговоры с японскими гостями. В Японии уровень корпоративной культуры и этики чрезвычайно высок. И чтобы ему соответствовать следует узнать и понять ключевые моменты введения переговоров. Это сделает будущее сотрудничество более вероятным.

Все нюансы введения бизнеса в Японии учесть трудно. Ведь это страна с уникальными и очень древними традициями, обычаями, культурными ценностями, которые находят свое отображение и в современном бизнесе. Тем не менее, есть несколько рекомендаций, которые помогут не попасть в конфузную ситуацию в связи с межкультурными различиями.

Иерархия. В Японии очень четко обозначено место человека в группе, компании и обществе. Статус сотрудника определяется его должностью в компании, возрастом, семейным положением. Позаботьтесь и о своем статусе. Ваш внешний вид должен быть безукоризнен. Классическая рубашка Burberry мужская, строгий костюм, дорогие туфли и лучшие японские часы обязательны. Заранее узнайте о статусе людей, с которыми вам предстоит вести переговоры. Любая ошибка в их фамилии, должности, неуважительное обращение будут оскорбительными.

Приветствие. При первой встрече не будет лишним осуществить традиционный для японцев поклон. Называйте свое полное имя и занимаемую должность. Говорите любезно, но не слишком весело и открыто. Это признак заносчивости для японцев. Представляя свою команду, строго следуйте иерархии.

Встреча и переговоры. Будьте готовы, что вы не будете общаться с одним сотрудником. Вам следует привлечь внимание и заслужить доверие всей группы. В Японии культивируется групповое введение дел, командный дух. Решение будет зависеть от всех сотрудников, даже самых рядовых. Будьте готовы к множеству подробных технических вопросов. Причем они могут задаваться несколько раз в разной форме. Японцы желают знать все нюансы дела. Прежде всего - профессионализм. Сами же они скрытны в общении. Может наступить и тишина. Никогда не нарушайте ее первыми. В такие моменты японцы обдумывают полученную информацию.

Обмен визитками. Новые визитка и стильная футболка Polo Ralph Lauren должны быть с вами обязательно. Для японцев обмен визитками – это целая церемония. На ней должна быть подробная информация о вас и занимаемой вами должности на японском языке. Передавайте ее только правой рукой, а еще лучше обеими руками. Нельзя этого делать через стол или любое другое препятствие.

А после деловой и серьезной встречи, снимите тугой галстук, оденьте менее формальное белоснежное поло и ждите решение. Помните, японцы никогда не принимают его во время переговоров. Вам сообщат о нем после.