Творческое достояние Барселоны

 
 

Путешествия и туризм — лишь одна из многочисленных сфер, прославивших Барселону в мире. Ценителям искусства близка творческая составляющая облика города. Не зря многие из них так стремятся попасть в Барселону – город, впитавший в себя лучшие традиции художественного творчества. Это отражается в зданиях, улицах и во множестве знаменитых галерей.

Оставляя на секунду в стороне Антонио Гауди, поговорим об архитектуре города, ведь Барселона является одной из самых красивых готических «сокровищниц» Европы. Именно эти здания в конце XIX- начале XX века вдохновили Гауди и других представителей эпохи модернизма на создание своих шедевров, в которых сочетаются старые правила и техники и новые способы восприятия и построения.

Каталонская Готика развивалась в своем определенном направлении. В убранстве интерьера присутствовало гораздо меньше элементов декора, к тому же и, каталонские строители, в основном, отдавали предпочтение не высоте, а ширине. Впечатляющими примерами готической архитектуры является зал Тинелль (Saló del Tinell) в Королевском Дворце (Palau Reial),  Drassanes (бывший судостроительный завод, где на сегодняшний день находится Морской музей (Museu Marítim) и знаменитая церковь Санта Мария дель Мар (Església de Santa Maria del Mar). В 1880-е годы модернизм стал своеобразным трендом в Барселоне, и город начал успешно развиваться и благоустраиваться. Несмотря на то, что название подразумевает бегство от старого, пионеры стиля тщательно изучили прошлое в поисках вдохновения, «впитали» все, что могли, а после «разорвали книгу правил».

У многих людей модернизм ассоциируется с именем Антонио Гауди (Antoni Gaudí, 1852–1926). Его работы (например, незаконченный собор Саграда Фамилия, ставший для туристов своеобразной визитной карточкой Барселоны) являются самыми выдающимися и известными. Но само собой, он был не единственным талантом эпохи Модернизма. Льюис Думенек-и-Мунтане (Lluís Domènech i Montaner, 1850–1923) и Жузеп Пуч и Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch, 1867–1957)  оставили городу и потомкам богатое культурное наследие, состоящее из замечательных зданий, расположенных по всему городу, начиная от Дворца каталонской музыки (Palau de la Música Catalana) Льюиса Думенека-и-Мунтане до Дома Амалье (Casa Amatller) Жузепа Пуч и Кадафалка. Явные различия между их дизайном и оформлением призваны подчеркнуть, насколько индивидуальным и непохожим было искусство Модернизма.

Современная Барселона не перестает нас удивлять, так как множество местных и зарубежных архитекторов продолжают вносить новые выдающиеся элементы в очертания города. Самым живописным строением является разноцветная башня в форме огурца Торре Агбар (Torre Agbar) Жана Нувеля (Jean Nouvel). Наибольшее развитие получила северо-восточная часть побережья, где на сегодняшний день находятся Парк дель Форум (Parc del Fòrum) и окружающий его жилой район Диагональ Мар (Diagonal Mar).

Взгляните на улицы, площади и парки Барселоны, которые заполнены произведениями художников прошлого и настоящего, знаменитых и неизвестных, начиная от таких модернистских скульпторов, как Жузеп Льимона (Josep Llimona), заканчивая такими интернациальными знаменитыми скульпторами, как Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) и Фернандо Ботеро (Fernando Botero). Художник Пикассо (Picasso) и Жоан Миру (Joan Miró) также внесли свою лепту в культурное наследие города.

После возвращения демократического режима в стране в конце 1970-х, в городе повсеместно стали появляться иногда грандиозные, и зачастую необъяснимые произведения современных авторов. У туристов и жителей города они вызывают различные эмоции, от восхищения до недоумения.

  Члены городского совета по праву гордятся культурным наследием и поэтому создали обширный архив всех памятников архитектуры в интернете. В нём представлено множество различных описаний сотен памятников архитектуры, расположенных по всему городу, включая комментарии, касающиеся истории города.

С Барселоной ассоциируются три великих имени XX-го века, и двое из них оставили городу богатое культурное наследие. Восхищаясь ранним Пикассо и глубиной работ Миро в музеях Барселоны, было бы стыдно не заметить полет мысли «старейшины» искусства, Сальвадора Дали,  совершив поездку в Фигерас (Figueres). После этих трех именитых деятелей искусства в Барселоне творил  Антони Тапиес (Antoni Tàpies, 1923-2012).  В начале его карьеры (с середины 1940-х годов) он был увлечен созданием собственных автопортретов, а также экспериментировал с коллажами, используя различные материалы, от древесины до риса.

Поэт, художник и театрал, Хуан Бросса (Joan Brossa, 1921–98) был своеобразной «путеводной звездой» в путешествии в культурный мир Барселоны. Его «зрительные стихотворения», литографии и другие  произведения искусства, в которых, в основном, фигурируют буквы, вместе с различными объектами, делает его художественный мир доступным для тех, кто не может читать каталонскую поэзию.

Хуан Эрнандес Пижуан (Joan Hernández Pijuan, 1931–2005) - один из самых известных художников-абстракционистов XX-го века, который создавал работы, основанные на природных формах и очертаниях, часто используя нейтральные цвета на различных  поверхностях.

Жауме Пленса (Jaume Plensa, род. в 1955 г.), пожалуй, является самым лучшим современным скульптором Испании. Он создает различные произведения, начиная от набросков, до видео и других инсталляций, которые демонстрировались по всему миру.

 Сюзанна Солано (Susana Solano, род. 1946 г.), одна из лучших художниц и скульпторов Барселоны, также работает с видео-инсталляциями, коллажами и украшениями. Жорди Коломер (Jordi Colomer) (род. 1962 г.) использует большое количество аудио-визуального материала в своих произведениях, создавая весьма оригинальные произведения и 3D-изображения.