Путь к Михайловскому замку в Санкт-Петербурге.

 
 

Когда идешь в Санкт-Петербурге по Фонтанке, замок виден не сразу. Он внезапно выступает из-за домов, мощный, неприступный. Прожекторы снизу неровно подсвечивают красноватые стены. Ощущение тревоги возникает и не проходит. Не поздно, но набережная почему-то совершенно пустынна.

Лишь две женщины не спеша идут сзади меня. Номерки на домах так малы, призрачны, что разглядеть цифру совершенно невозможно. Угадываю дом Мижуева, подрядчика Михайловского замка, за ним еще два и особняк Голицына, где жили братья Тургеневы — классически строгий трехэтажный дом с колоннами и фризом. Дверь парадного крыльца немного приотстала, невольно нажимаю ручку

- Вы кого-нибудь ищете? — сочувственно спрашивают женщины. — Здесь давно нет жилых домов. Вот как. Здесь все учреждения, потому и пустынно. Дома населены днем — ночью они остаются одни. Иду к замку, снег метет в лицо. Главный парадный фасад кажется затаен, мрачен. В сумрак площади, прочь от замка, удаляется бронзовый всадник Дверь высоких ворот арки открыта. Откуда-то сверху тяжело срывается проснувшийся голубь и бестолково перелетает с капители на капитель. Тускло горят четыре старинных фонаря, слева и справа по лестницам восходят колонны.

Еще ворота и двор. Окраска внутренних стен кажется более густой, чем внешних. Будто и в самом деле, по приказу недолгого хозяина, подобрана в цвет «пламени и пепла». Необыкновенность очертаний непривычна, глазу трудно, как в сильных очках. Нужно не торопясь, постепенно проследить восьмиугольный контур, и тогда тайна симметрии, изломов окон, крылец откроется.

Чей же фантастический талант смог создать все это? У своеобразной конструкции здания — сила и мощь, удивительное сочетание древнего зодчества с европейским классицизмом.